Начало
Об обществе
Конкурсы
Смотреть
Для авторов
Proaim
оборудование для стереосъемки

Набор для начинающих
Интернет-магазин
Статьи
Бесплатные программы
Видеоуроки
Форум
Ссылки
Наши распространители
Контакты
Сообщить об ошибке
Обзор программ

Цены на программы

PhotoProjectorEasy
(Win 32, Win 64)

PhotoProjector
(Win 32, Win 64)

PhotoProjectorPlus
(Win 32)

ViewsAligner
(Win 32, Win 64)

Lenticular Photo Processor
(Win 32, Win 64)

MultiStereobase
(Win 32)

Bas-relief
(Win 32, Win 64)

PSD 3D Converter
(Win 32, Win 64)

StereomorpherPlus
(Win 32, Win 64)
Как заработать деньги на стереофотографии
Как заработать деньги на стереофотографии
Стереосообщество: обсуждение работ, программ, оборудования
Полезные плагины для Фотошопа

Цветовая модель RGBA

Что такое цветовая модель RGBA и для чего она нужна

Как создать в Фотошопе альфа-канал без удаления фона

Как работать с альфа-каналом в программе Барельеф

Как сама картинка может быть использована для создания альфа-канала

Как превратить альфа-канал в обычную для Фотошопа прозрачность, в Фотошопе и MultiViewer-e

Как создать в Фотошопе альфа-канал с удалением фона

Как работать с альфа-каналом в программе PSD 3D Converter

Как работать с альфа-каналом в программе StereoMorpherPlus, PhotoProjectorEasy, PhotoProjector

Фотомонтаж на уровне кодированных (черезполосных) изображений

Как автоматизировать - макрокоманды, пакетная обработка

Что такое цветовая модель RGBA и для чего она нужна

RGBA - это привычная нам цветовая модель RGB с ещё одним четвёртым каналом, называемым альфа-каналом. Как правило, этот канал задаёт прозрачность: черным цветом помечается прозрачная область, белым - непрозрачная, серым - полупрозрачная.

В Фотошопе можно увидеть альфа-канал в закладке Channels (Каналы). Чтобы увидеть эту закладку, поставьте галочку в меню Window напротив Channels:

Рис. 1. Альфа-канал в Фотошопе

Альфа-канал можно использовать для разных целей (например, в альфа-канале может находиться карта глубины), но нас интересует только прозрачность. Для фотомонтажа стереоракурсов. Можно сделать стереоракурсы заднего плана в одной программе, переднего - в другой, и наложить их друг на друга. Например, можно создать стереоракурсы в программе Барельеф (Барельеф работает с цветовой моделью RGBA) и наложить их на стереоракурсы пейзажа, снятые одним фотоаппаратом со сдвигом. Программа трёхмерного моделирования 3D Studio Max тоже создаёт ракурсы в цветовой модели RGBA, так что можно убрать задний план и заменить его другим. С помощью альфа-канала можно комбинировать стереофрагменты, созданные в самых разных программах с использованием самых разных техник.

Но это еще не всё. Можно делать фотомонтаж не только на уровне стереоракурсов, но и на уровне кодированных под линзовый растр изображений, потому что программы Photoprojector Easy и Photoprojector тоже работают с цветовой моделью RGBA.

Существует распространенный способ изготовления детских фотографий для линзового растра - с помощью шаблонов, когда портрет ребёнка вырезается и помещается между задними и передними объемными (а чаще плоскими) слоями, уже заранее заготовленными (родители выбирают понравившийся им шаблон). При этом вначале создаётся несколько стереоракурсов ребёнка с шаблоном, потом эти ракурсы кодируются ("полосатятся").

Можно эту работу выполнить совсем в другом порядке: вначале закодировать задний объемный план, передний объемный план, сохранить их в таком виде на диске. Потом вырезать плоский портрет ребенка, закодировать его отдельно, или вообще не кодировать, просто вставить между задним и передним кодированным изображением. После этого объединить все три закодированных слоя в Фотошопе. То есть, осуществить фотомонтаж на уровне кодированных (чересполосных) изображений.

Что это нам даёт? Ну, во-первых, экономию времени. А во-вторых, гибкость в работе. Ведь у нас теперь нет необходимости в слоёном жёстко заданном шаблоне. У нас теперь есть полная свобода творчества. Задний план - это может быть закодированная настоящая стереофотография (например, снятая одним фотоаппаратом со сдвигом). На переднем плане - закодированная трехмерная модель из 3D Studio Max. Мало того, можно создать отдельный кодированный слой с вариоэффектом. Добавить 2D-3D, сделанное в Барельефе, PSD 3D Converter-е или StereoMorpherPlus-е. Все эти закодированные слои объединить в Фотошопе (вы, конечно, понимаете, что при этом необходимо совместить выравнивающие риски), и останется только вставить портрет ребёнка. Причём по желанию можно сделать часть слоёв невидимыми, убрать какую-нибудь надпись или вариоэлемент.

Теперь о том, как работать с альфа-каналами.

Карта прозрачности в альфа-канале задается градациями серого: белый цвет - область непрозрачна, черный цвет - прозрачна, серый - полупрозрачна. Участок вырезанного фрагмента заливается белым цветом, а остальной ненужный фон - черным. Лучше сделать плавный переход от черного к белому, тогда края вырезанного фрагмента станут полупрозрачными и плавно перейдут в фон, на который этот фрагмент накладывается, фотомонтаж будет выглядеть естественнее.

Если вы по каким-то причинам сделали резкий переход от белого к черному, тогда размойте альфа-канал. Меню Filter-> Blur -> Gaussian Blur. Достаточно размыть на один пиксель:

Как создать в Фотошопе альфа-канал без удаления фона

Фон необязательно удалять с фотографии, пользуясь, например, резинкой. Можно его выделить инструментами перо, лассо, волшебной палочкой и, создав альфа-канал, залить в альфа-канале черным цветом. Фон будет помечен как невидимый, но сам он не будет стерт. Можно выделить видимый фрагмент и залить его белым цветом. Так остается возможность изменить прозрачность, ведь сама исходная картинка остается неизменной, меняется только альфа-канал.

Самый простой способ - выделить невидимый фон или видимый фрагмент и нажать на эту кнопку (выделена красным кружочком) в закладке каналов:

Если вы перепутали прозрачность с непрозрачностью, тогда сделайте негатив для альфа-канала Image -> Adjustments -> Invert (Ctrl+I).

А еще можно создать альфа-канал, выбрав режим быстрой маски. На панели инструментов выделите кнопку, обведенную зеленой линией:

Теперь можно редактировать альфа-канал кистью, непрозрачная область будет слегка окрашена в красный цвет (обратите внимание на места, на которые указывают красные стрелки):

Чтобы увидеть быструю маску, сделайте невидимыми каналы RGB (щелкните по глазу напротив RGB, показано красной стрелкой):

Работа в режиме быстрой маски напоминает работу резинки, только фон при этом не стирается.

Обратите внимание на сохранение изображения с альфа-каналом в формате TIFF. Поставьте галочку Alpha channels:

Инструмент ЛАССО

При использовании инструментов лассо обратите внимание на параметр Feather, поставьте его равным 1 px, так мы создадим небольшое размытие края, чтобы получить более естественный фотомонтаж, мы говорили об этом выше:

Инструмент ПЕРО

Выбрав инструмент перо, аккуратно обводим объект. Затем, замкнув выделение, нажмите на правую кнопку мыши и вызовите диалог Make Selection :

В диалоге Make Selection ставим Feather Radius в 1 пиксель, чтобы получить слегка размытый край.

Как работать с альфа-каналом в программе Барельеф

Для работы с альфа-каналом в программе Барельеф ничего особенного делать не нужно. Если вы загружаете Изображение в цветовой модели RGBA, то и сгенерированные ракурсы будут в цветовой модели RGBA. Обратите внимание, внизу слева (показано красной стрелкой) показывается цветовая модель загруженного изображения:

После генерации ракурсы автоматически открываются в программе MultiViewer:

При этом вы видите вместо заднего плана черный цвет. На самом деле задний план не исчез. Если вы откроете те же ракурсы в Фотошопе, то задний план будет на месте:

Разные программы по-разному отображают изображения с альфа-каналом.

Как сама картинка может быть использована для создания альфа-канала

Иногда сами объекты содержат в себе карту прозрачности. Для разных объектов можно придумать разные способы обработки в зависиости от их содержания. Допустим, у нас есть вот такая стрекоза:

Закрасим стрекозу белым цветом, а фон - черным.

карта прозрачности

Вот теперь мы позаботимся о прозрачности крыльев стрекозы. Выделим крылья, обесцветим их, сделаем негатив. После этого изменим яркость крыльев, чтобы сделать прожилки на них ярче (Image->Adjustment->Brightness/Contrast).

выделяем крылья и обесцвечиваем их делаем негатив меняем яркость, чтобы сделать прожилки ярче

Теперь добавляем крылья к карте прозрачности:

новая карта прозрачности

При фотомонтаже такие крылья выглядят естественно:

Как превратить альфа-канал в обычную для Фотошопа прозрачность, в Фотошопе и MultiViewer-e

Предположим, мы сделали картинку с альфа-каналом, теперь мы хотим сделать фотомонтаж в программе Фотошоп. Мы описали метод, при которых задний план не удаляется, а просто помечается как прозрачный (черный цвет в альфа-канале). Но для фотомонтажа этот фон нужно просто убрать. Откроем изображение в Фотошопе и откроем закладку со слоями. Мы видим, что наша картинка состоит из одного слоя под названием Background (фон). Его нельзя ни повернуть, ни добавить слой-маску. Поэтому нужно превратить его в обычный слой. Щелкните по значку Background два раза, появится окошко New layer. В графе Name (Имя) слой называется Layer 0, можно это изменить, назвать слой как-нибудь по-другому и нажать ОК:

Теперь у нас есть обычный слой, к которому можно добавить слой-маску. Нажмите на кнопку, на которую указывает красная стрелка:

Получили слой маску:

А теперь нужно альфа-канал скопировать и вставить в эту слой-маску. Либо с помощью закладки Layers, либо с помощью закладки Channels, что не важно:

С помощью закладки Channels удобнее. Только нужно все каналы RGB сделать невидимыми, щелкнуть по глазику напротив RGB:

Ну, теперь можно сделать просто Copy-Paste (скопировать-вставить). Можно через меню Edit->Copy. Странно, не получается, команда Copy неактивна! Это потому что перед копированием нужно сделать выделение. Нажимаем в меню Select -> Select All (выделяем всё). Только после этого можно копировать. Фотошоп приучает нас мыслить правильно. Чтобы скопировать, нужно знать, что копировать, т.е. выделить нужную область.

Теперь выделяем мышкой канал Layer 0 Mask и делаем Edit-Paste:

После этого делаем видимыми RGB каналы и невидимыми остальные каналы:

Кто знает более быстрый и простой способ превращения альфа-канала в прозрачность в Фотошопе, будем очень признательны.

Эту же процедуру можно проделать с помощью программы MultiViewer:

Загружаем картинку в программу командой File -> Add images, затем нажимаем на команду File -> Save as Multilayer PSD. Multilayer значит многослойный, но поскольку у нас загружена только одна картинка, то и слой будет один. Создастся файл вот в таком виде:

Можно сделать и для нескольких файлов, загрузить в программу MultiViewer несколько изображений командой Add images, затем создать многослойный PSD-файл командой Save as Multilayer PSD, но всё обрежется по наименьшему изображению:

Ничто нам не заменит Фотошоп.

Как создать в Фотошопе альфа-канал с удалением фона

Создать альфа-канала с удалением фона, значит просто стереть этот фон резинкой. Но перед этим нужно преобразовать слой Background в слой Layer 0. Мы об этом писали выше:

Кроме обычной резинки, есть замечательный инструмент Background Eraser Tool. Нажимаем на клавишу ALT на клавиатуре (держим её не отпуская), появляется пипетка. Этой пипеткой мы отмечаем фон, который хотим стереть (щелчок левой кнопкой мыши):

Отпускаем клавишу ALT и водим резинкой. Стирается только фон:

Подробнее читайте в руководстве программы. Другой инструмент, Magic Eraser Tool, по действию напоминает волшебную палочку для выделения Magic Wand Tool, но есть различие - если вы нажмёте на клавишу ALT, опять же появится пипетка, которой можно пометить базовый цвет.

Также можно использовать специальный плагин к Фотошопу Background Remover www.imageskill.com

Теперь внимание! При сохранении файла поставьте галочку Save Transparency (сохранить прозрачность) в настройках TIFF, иначе альфа-канала в файле не будет.

Как работать с альфа-каналом в программе PSD 3D Converter

Если вы хотите сохранить сгенерированные ракурсы в цветовой модели RGBA, выбираете меню Settings(Настройки), выбираете Settings for saving (Настройки сохранения) и дальше отмечаете Flatten frames and save as TIFF files in RGBA colour mode (only for RGB). (Сводим слои и сохраняем в TIFF файлы в цветовой модели RGBA (Исходное изображения должно быть в цветовой модели RGB)):

Как работать с альфа-каналом в программе StereoMorpherPlus, PhotoProjectorEasy, PhotoProjector

Если вы загружаете ракурсы в цветовой модели RGBA в программы StereoMorpherPlus, PhotoProjectorEasy, PhotoProjector, то на выходе получаете изображения в цветовой модели RGBA.

Фотомонтаж на уровне кодированных (чересполосных) изображений

При фотомонтаже на уровне кодированных изображений, нужно помнить о параллаксах. У заднего плана параллакс должен быть больше, чем у переднего, иначе задний объект начнет "продавливаться" сквозь передний, выглядит это неестественно. Если предполагается сделать три слоя: задний - с фоном, средний - с портретом ребенка, передний - с подписями и украшениями, то лучше сделать так, чтобы у фона везде был только положительный параллакс, чтобы вся сцена была "утоплена" внутрь, а у переднего - отрицательный параллакс, чтоб предметы "висели" в воздухе перед плоскостью открытки. При таком распределении параллаксов неприятностей не возникнет. Плоский слой с портретом ребенка не имеет никакого параллакса, его даже не нужно кодировать, просто вставить между двумя закодированными слоями, предварительно увеличив до нужного размера. При создании и кодировании фона и переднего плана нужно выбирать одинаковые настройки и размеры. Фон просто кодируется и открывается в Фотошопе. Ракурсы переднего плана создаются в цветовой модели RGBA, кодируются, создается кодированное изображение в цветовой модели RGBA, затем альфа-канал превращается в прозрачность (смотрите раздел выше). Далее передний план копируется и вставляется в новом слое поверх фона. Таким образом получаются два слоя - заготовка:

После вставки портрета между слоями, изображение можно свести в один слой: Layer - Flatten Image. Распечатать. Просушить. Склеить.

Как автоматизировать - макрокоманды, пакетная обработка

Если вы обрабатываете большое количество фотографий в Фотошопе, то все ваши действия можно записать в макрокоманду (Action), и вам не нужно повторять эти действия каждый раз - просто запускаете макрокоманду.

Выберите Window -> Actions.

Появится закладка Actions. Нажмите на черный треугольник справа от надписи Actions, откроется меню. Выберите в меню команду New Set... - создать ряд из макрокоманд, назовите его, например, Мои макрокоманды. Теперь выберите в меню New Action и нажмите на кнопку Record, с этого момента все ваши действия будут записываться в эту макрокоманду. В том же меню вы найдёте команды Save (Сохранить) и Load (Загрузить).

Остановите запись макрокоманды, нажав на черный квадратик внизу закладки Actions. Наша макрокоманда записана. Теперь ее можно раскрыть и просмотреть все шаги, которые мы туда записали. Эти шаги можно выделить, стереть, сдвинуть, скопировать. Работа с макрокомандами интуитивно понятна, её можно легко освоить "методом тыка" (вы же знаете, как пользователи не любят читать руководства).

Вот такие замечательные возможности таит в себе Фотошоп. Не будучи программистом, можно спокойно создавать нужные макрокоманды. Но и это еще не все. Вы можете обработать целый каталог с помощью пакетной обработки: File -> Automate -> Batch...

Е. А. Вазенмиллер


Вернуться в раздел статей