Начало
Смотреть
Набор для начинающих
Статьи
Бесплатные программы
Контакты
Обзор программ

Цены на программы

PhotoProjectorEasy
(Win 32, Win 64)

PhotoProjector
(Win 32, Win 64)

PhotoProjectorPlus
(Win 32)

ViewsAligner
(Win 32, Win 64)

Lenticular Photo Processor
(Win 32, Win 64)

MultiStereobase
(Win 32)

Bas-relief
(Win 32, Win 64)

PSD 3D Converter
(Win 32, Win 64)

StereomorpherPlus
(Win 32, Win 64)
Как заработать деньги на стереофотографии
Стереосообщество: обсуждение работ, программ, оборудования

Анаглифная стереофотография

Лавры изобретателя анаглифной стереофотографии пренадлежат Ролману. В 1853 году В. Ролман описал способ разделения стереокартинок с помощью цветных фильтров: красных и синих. Он показал рисунок, состоящий из красных и синих полос на черном фоне. Красные полосы исчезают, если смотреть на них сквозь синий светофильтр, а синие - если смотреть сквозь красный.

Несмотря на это анаглифную стереофотографию часто связывают с именем Шарля Д'Альмейда. В 1858 году Шарль Д'Альмейда представил парижской Академии наук свой способ разделения стереоизображений при помощи цветных очков. Он начал показ анаглифных стереослайдов широкой аудитории.

Луи Дюко дю Орон

Способ разделения стереоизображений с помощью светофильтров был окончательно доработан Луи Дюко дю Ороном в 1891 году. Дюко дю Орон дал этому способу имя - анаглиф (ударение на второй слог), что по-гречески означает "рельефный". Дю Орону мы обязаны появлением субтрактивного способа печати цветных изображений. В 1869 году он опубликовал труд "Цветная фотография", где писал о том, что сочетанием трех цветов - красного, желтого и синего - можно получить любой оттенок. И продемонстрировал это в 1870 году: он делал три одинаковых фотографии на черно-белую пленку сквозь три цветных фильтра. После этого трехцветной литографией получал цветную фотографию. Еще до появления цветной пленки и цветной фотобумаги! А с 1891 года начал печатать анаглифные изображения, используя два цвета - красный и зеленый. С этого времени анаглифная стереофотография получила широкое распространиение.

В 1936 году Луи Люмьер улучшил характеристики светофильтров и применил их для показа первого анаглифного стереофильма. В 1937 году эта технология была приобретена американскими кинофирмами M.G.M. и Paramount... В 1977 году был снят последний стереофильм, основанный на этом принципе. Однако анаглифные стереофотографии печатаются и по сей день.

Ранее для анаглифной фотографии использовались два вида стереоочков: красно-синие и красно-зеленые. При этом красно-синие очки считались лучшими, потому что при просмотре сквозь них яркость и контраст изображений для левого и правого глаза одинаковы. При просмотре сквозь красно-зеленые очки человек видит более контрастное изображение сквозь зеленый светофильтр, и менее контрастное - сквозь красный, и это заметно ухудшает восприятие объема. Поклонники красно-зеленых очков учли это и стали менять контраст исходных изображений: уменьшали контраст красного изображения и увеличивали контраст зеленого, поэтому красно-зеленые анаглифы приобрели коричневый оттенок. Хочется дать совет тем, кто серъезно занимается изготовлением анаглифных изображений: не ограничивайтесь только окрашиванием и совмещением стереопар, попробуйте изменять контраст исходных картинок, и вы сможете заметно улучшить качество анаглифов.

Вопрос о том, какими должны быть цвета анаглифов, оставался открытым. Изготавливались самые разнообразные светофильтры, в том числе и оранжево-синие. В конце концов было найдено, что лучшее решение - использование дополнительных светофильтров. Дополнительными цветами называются цвета, которые при умножении дают черный цвет, при сложении - белый. Дополнительными цветами являются красный и синезеленый, пурпурный и зеленый и много других цветов, которые вы можете получить на экране компьютера, используя функции "выбор цвета" и "негатив" в программах обработки изображения. Сделав негатив какого-либо цвета, вы получите его дополнение. Умножив эти цвета, вы получите черный, сложив - белый. Для дополнительных светофильтров это означает, что сложенные вместе светофильтры не пропускают видимый диапазон света, сквозь них вы ничего не увидите. А если спроецировать два пучка белого света сквозь дополнительные светофильтры и совместить цвета на одном и том же участке белого экрана, то они, смешавшись, снова дадут белый цвет.

Сейчас существует определенный стандарт: дополнительные красно-синезеленые (red-cyan) очки. Но это не единственный вариант дополнительных цветов, можно сделать и пурпурно-зеленые, желто-синие, оранжево-зеленосиние стереоочки. Все эти цвета являются дополнительными, и они позволяют увидеть цветное, точнее, окрашенное, стереоизображение. Нельзя передать все цветовые оттенки с помощью анаглифных стереоочков. Эсли это красно-синезеленые очки, то нельзя получить ярко-красные и ярко-синезеленые цвета. Если вы изготовите дополнительные пурпурно-зеленые стереоочки, то вы не сможете получить ярко-пурпурные и ярко-зеленые цвета, для оранжево-синих очков - ярко-оранжевые и ярко-синие. Ныне принятая цветовая теория утверждает, что для получения всех возможных оттенков достаточно смешения трех основных цветов. Но в анаглифных стереоочках только два цвета, поэтому мы не сможем получить по-настоящему цветное изображение. Если бы у человека было не два, а три глаза ... хотя не стоит мечтать о том, чего нет.

Несмотря на ограниченность в передаче цветов, анаглифные стереофотографии получили широкое признание. Их можно встретить в журналах, рекламных буклетах и в огромном количестве в интернете.

Но каким, все-таки, должны быть цвета анаглифов? Дополнительными - это понятно, но какими именно дополнительными, ведь вариантов дополнительных цветов огромное множество? И здесь уместно вспомнить о соперничестве красно-синих и красно-зеленых очков. Анаглифное изображение лучше всего воспринимается тогда, когда яркость и контраст левого и правого снимков одинаковы. А добиться этого можно, используя оранжевый и зеленосиний дополнительные цвета. Они и являются лучшими. Но исторически сложилось так, что общепринятым стандартом являются красно-синезеленые очки.

Красно-синезеленые очки вы можете заказать в Москве http://www.stereomir.ru/, оранжево-синие - приобрести в Америке http://www.colorcode3d.com/.

Но если вам самим захочется изготовить разнообразные цветные фильтры, чтобы поэкспериментировать с анаглифными изображениями, рекомендую использовать для этого цветные чернила для струйного принтера. Для этого вам понадобятся:

  • израсходованный (там еще остаются чернила) цветной картридж для струйного принтера;
  • три пузырька для хранения цветных чернил;
  • прозрачная пленка для печати на струйном принтере (на ней обязательно должен быть желатиновый слой);
  • стеклянные пластинки;
  • три одноразовых 20 мл шприца.

Вскройте цветной картридж, достаньте поролоновые губки, пропитанные чернилами, вложите их в одноразовые шприцы. Нажав поршень, выдавите чернила в пузырьки. Теперь в вашем распоряжении цветные красители, которые не замерзают при нулевой температуре, очень долго не высыхают и практически не рассеивают свет, прошедший сквозь них. Вы получили чернила трех цветов: пурпурный (magenta), желтый (yellow) и синезеленый (cyan).

Вы можете смешать красители в различных пропорциях, чтобы получить нужный цвет. После этого возьмите стеклянную пластинку и налейте на нее краситель. Теперь вырежьте два кусочка из прозрачной пленки (берите обязательно пленку для струйных принтеров, на нее с одной стороны нанесен желатиновый слой, в который впитываются чернила). Возьмите кусочек позрачной пленки желатином вниз и положите плашмя на залитую чернилами стеклянную пластинку. Краситель растечется по пластинке ровным слоем и впитается в желатин. Проделайте то же самое со вторым кусочком пленки. Соедините два кусочка пленки желатином внутрь. Они прилипнут друг к другу и получится цветной фильтр. Если у вас сразу не получился равномерно окрашенный фильтр, попробуйте еще раз. Здесь нужна некоторая сноровка.

Вы можете посмотреть, как работают ваши фильтры, но не торопитесь склеивать очки - чернила очень долго сохнут, так что положите фильтры в укромное место и подождите три дня. После этого можно вырезать картонную оправу и сделать очки. Не обязательно использовать для сборки очков клей. Я рекомендую склеить их прозрачным скотчем - чище, проще и быстрее.

Теперь вы можете использовать полученные светофильтры для ваших экспериментов с цветными изображениями.

Е. А. Вазенмиллер


Вернуться в раздел статей по истории стереофотографии