Начало
Смотреть
Набор для начинающих
Статьи
Бесплатные программы
Контакты
Обзор программ

Цены на программы

PhotoProjectorEasy
(Win 32, Win 64)

PhotoProjector
(Win 32, Win 64)

PhotoProjectorPlus
(Win 32)

ViewsAligner
(Win 32, Win 64)

Lenticular Photo Processor
(Win 32, Win 64)

MultiStereobase
(Win 32)

Bas-relief
(Win 32, Win 64)

PSD 3D Converter
(Win 32, Win 64)

StereomorpherPlus
(Win 32, Win 64)
Как заработать деньги на стереофотографии
Стереосообщество: обсуждение работ, программ, оборудования

Создание объемного изображения из плоских фрагментов в программе Adobe Photoshop

Предполагаем, что вы уже знакомы с темой растровой стереофотографии и знакомы с программой Photoshop.

Для того, чтобы создать кодированное стереоизображение (или параллакс-панорамограмму) для линзового растра, нам необходимо несколько стереоракурсов - видов какой-нибудь объемной сцены с разных точек зрения. Сейчас мы рассмотрим самый простой способ создания стереоракурсов - создание сцены, где плоские фигурки стоят на различном удалении от нас.

Для этого не нужно осваивать какие-то программы трехмерного моделирования или что-то фотографировать. Все это можно сделать в Photoshop. Общая схема выглядит так: вырезаем фрагменты из плоских картинок, располагаем их по слоям в Photoshop-е и смещаем относительно друг друга влево-вправо. Если вы поставите на стол несколько предметов на различном расстоянии от вас и начнете поворачивать голову, то увидите, как разноудаленные планы смещаются относительно друг друга. Нам нужно воспроизвести точно такие смещения, чтобы создалось впечатление, будто наши фигурки находятся на различном расстоянии от нас: одни - ближе, другие - дальше. Мы создадим иллюзию трехмерной сцены, состоящей из разноудаленных плоских планов.

Вначале определим несколько понятий. Стереоокно - это пространственная граница стереоскопического изображения. Для монитора стереоокно находится в плоскости монитора, для открытки - в плоскости открытки. Если размер стереоизображения превышает размеры видимой области, то понятие стереоокна теряет смысл, его просто нет. В этом случае у стереоизображения нет видимого глазом края, относительно которого можно отсчитывать глубину. Если мы смотрим на монитор или на маленькую стереооткрытку, то мы видим края монитора и края стереооткрытки, которые служат ориентирами для нашего восприятия объема. Эти края и образуют стереоокно. Относительно стереоокна мы определяем, какая часть объемной сцены расположена в плоскости стереоокна, какая находится глубоко внутри и какая выступает вперед.

Сопряженные точки - изображения одной и той же точки объекта на разных снимках.

Параллакс (греч. parallaxis - уклонение) - перспективное, кажущееся смещение расматриваемого объекта, вызванное изменением точки наблюдения. В литературе вы можете встретить термин диспаратность, который в принципе обозначает то же самое, что и параллакс. Возможно, различие в том, что диспаратность - расстояние между сопряженными точками - измеряется в системах координат, жестко связанных с камерами. Для измерения параллакса мы можем выбрать другие системы координат, сдвинутые относительно систем координат камер. Когда мы создаем анаглифное изображение, мы можем сместить левый ракурс относительно правого, сопряженные точки сдвинутся относительно друг друга: параллакс изменится, но диспаратность - нет.

Нулевой параллакс - сопряженные точки совпадают друг с другом и воспринимаются нами как лежащие в плоскости стереоокна.

Положительный горизонтальный параллакс - сопряженная точка на левом снимке расположена левее соответствующей точки на правом снимке. Точка кажется расположенной за плоскостью стереоокна.

Отрицательный горизонтальный параллакс - сопряженная точка на левом снимке расположена правее соответствующей точки на правом снимке. Точка кажется выдвинутой вперед.

А теперь перейдем от определений к конкретному примеру. Возьмем вот эту картинку:

Это будет задний план. Он будет находится за плоскостью стереоокна.

Возьмем вот эту рыбу:

Она будет находится на переднем плане, перед плоскостью стереоокна, как бы висеть в воздухе над стереооткрыткой. Поэтому она не должна обрезаться краями открытки. Если края открытки обрезают предмет, выдвинутый вперед, возникает неприятное напряжение в глазах.

Но вначале ее надо вырезать, очистить от фона. Для этого лучше всего использовать инструмент Перо . Аккуратно обведем рыбку, замкнем контур и нажмем на правое ухо мышки. Появится меню, как на кртинке слева.

Выберем Make selection, появится диалог, как на картинке слева. Жмем O.K.

Выбираем в меню Edit -> Copy, копируем нашу рыбку в буфер. Переходим к картинке, где находится наш задний план, и вставляем рыбку в новый слой (Edit -> Paste). Получаем двухслойный документ.

Теперь надо подумать о среднем слое, который будет лежать в плоскости стереоокна. Лучше всего, если слой, лежащий в плоскости стереоокна, касается краев открытки. Еще очень важно, чтобы фрагменты, лежащие в разных слоях перекрывали друг друга. Перекрытие разноудаленных планов заметно улучшает стереоэффект. В качестве среднего плана выберем водоросли, которые частично перекрываются рыбкой и граничат с краями открытки.

Далее мы можем столкнуться с небольшой проблемой: нижний слой - Background - нельзя смещать. Поэтому скопируем его в новый слой (Layer -> Dublicate layer). Теперь этот слой можно смещать.

Для смещения слоев выберите инструмент Move Tool на панели инструментов.

Теперь будем смещать слои: верхний слой с рыбкой справа налево, нижний слой с фоном - слева направо, средний слой с водорослями не смещается. Осталось определить, насколько смещать слои. Хорошо брать соотношение переднего параллакса к заднему, как 1:3. Передний план будет выдвинут вперед на одну четверть, задний - задвинут назад на три четверти. Если вы делаете небольшую открытку, рассматриваемую с расстояния 30 см, на линзовых растра 60 lpi, то лучше брать параллакс на заднем плане - 3,5 см для малоконтрастного фона, 2 см - для сдреднеконтрастного фона, 1 см - для контрастного фона. Это параллаксы между крайними ракурсами. Чтобы определить параллаксы между соседними ракурсами, делим эти величины на (количество ракурсов - 1). Если мы хотим создать 10 ракурсов, делим на 9, получаем передний параллакс 1-2 мм, задний параллакс 4 мм.

Теперь, каким образом отмерять нужные расстояния. Для этого нужно включить Rulers (линейки).

Теперь выбираем Edit -> Preferences -> Units and Rulers

Здесь мы будем устанавливать главные единицы измерения. Нам нужны сантиметры. Что это нам дает: когда мы запишем макрокоманду со сдвигами, сдвиги запишутся в сантиметрах. В следующий раз мы можем поменять и размеры картинки в пикселях, и размеры в сантиметрах, а сдвиги в сантиметрах останутся неизменными. (Если вы делаете макрокоманду, чтобы добавлять к фотографии копирайт со своей фамилией, выбирайте проценты.)

Теперь устанавливаем размеры нашей картинки в сантиметрах, не меняя размера в пикселях. Выбираем в меню Image -> Image Size, убираем галочку Resample Image и ставим те размеры изображения в сантиметрах, которые будут у нашей готовой конечной стереофотографии.

Чтобы облегчить сдвиг слоев, можно воспользоваться синими направляющими линиями. Подведите мышку к левой линейке с делениями, нажмите на левое ухо и, не отпуская, тяните синюю линию.

Смещать слои и создавать новые ракурсы лучше всего с помощью макрокоманд. Выберите Window -> Actions.

Появится закладка Actions. Нажмите на черный треугольник справа от надписи Actions, откроется меню. Выберите в меню команду New Set... - создать ряд из макрокоманд, назовите его, например, ViewShift. Теперь выберите в меню New Action и нажмите на кнопку Record, с этого момента все ваши действия будут записываться в эту макрокоманду.

Выделите слой Background. После этого выделите верхний слой с рыбкой, сместите ее влево на нужную величину. Выделите нижний слой с фоном и сместите его на нужную величину вправо. Остановите запись макрокоманды, нажав на черный квадратик внизу закладки Actions. Наша макрокоманда записана. Теперь ее можно использовать, чтобы последовательно создавать новые ракурсы.

А теперь создаем макрокоманду из макрокоманды Action 13 (макрокоманда, аналогичная показанной выше, в ней записаны сдвиги слоев). Опять выбираем в меню New Action, называем макрокоманду, например, views, жмем Record и начинаем создавать ракурсы. Вначале сохраним нашу картинку как views1.tiff, после этого запустим макрокоманду со сдвигами Action 13, сохраним сдвинутые слои как views2.tiff, опять запустим макрокоманду со сдвигами Action 13, слои сдвинутся еще дальше, и мы их сохраним как views3.tiff, и т.д. Останавливаем запись макрокоманды. Все наши действия записались в эту макрокоманду: сдвиги слоев и сохранение ракурсов. Мы можем что-нибудь подправить в многослойном файле или изменить размеры изображения в сантиметрах, и после этого просто запустить эту макрокоманду.

Кроме простых сдвигов слоев, можно делать и другие преобразования, например, перспективную трансформацию слоя. Сдвиги и перспективная трансформация запишутся в макрокоманду. Достаточно просто поменять макрокоманду Action 13, совершенно не меняя макрокоманду views.

Вот такие замечательные возможности таит в себе Фотошоп. Не будучи программистом можно спокойно создавать нужные макрокоманды.

Если вы хотите сохранить ракурсы в формате TIFF, то нужно сохранять однослойный файл, убрав настройку Layers, иначе вы сохраните многослойный документ, с которым не все программы работают правильно.

Так выглядит наша картинка в анаглифном варианте:

Так выглядит анимационная картинка:

Е. А. Вазенмиллер



Вернуться в раздел статей